Шлялись по раздолбанным питерским улицам и подворотням два бездельника - работяга Леша Рыбин и ПТУшник Виктор Цой. Первый играл в доморощенной команде с вечным названием ПИЛИГРИМЫ, второй терзал бас - гитару в ПАЛАТЕ N6, и оба заходили в гости к уже легендарному Майку (ЗООПАРК) или к Свинье, Андрею Панову, главному и идейному панку города на Неве. На квартире Свина, у Парка Победы, где был кое - какой аппарат, репетировали АВТОМОТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ (чем не SEX PISTOLS?), пили, зачем-то нагретое, сухое вино, слушали свежие западные пластинки. Там и прозвучали первые песни Цоя. На рубеже 80-81гг вместе с УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ Цой и Рыба мотались в Москву "давать панк-рок" на квартирниках Троицкого, играли на разных питерских сейшенах. По легенде, уже в это время "старик Державин", в смысле БГ, услышал Цоя, поющего с компанией в электричке, и предложил всевозможную помощь.
Летом 81-го, обалдевая от затягивающего крымского безделья, Цой, Рыба и Олег Валинский создают группу ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ, которую уже осенью принимают члены ЛенРок - клуба. Валинского вскоре забирают в армию, и он исчезает из дальнейшей истории группы. Осень и зима прошли в репетициях, квартирниках, поездках в Москву, и к весне 1982 года, сменив название на КИНО, группа садится в студию Дома юного техника Андрея Тропилло, где под руководством Гребенщикова записывает свой первый альбом. В записи, помимо собственно Виктора Цоя и Алексея Рыбина, принимали участие все музыканты АКВАРИУМА. Вскоре состоялось и первое электрическое выступление на сцене рок-клуба с Михаилом "Фаном" Васильевым и Дюшей Романовым. Все 30-минутное выступление шло нон-стоп под фонограмму драм-машины, а на коду "Когда-то ты был битником..." выскочили из-за кулис с инструментами БГ, Майк и Панкер, устроив веселый хепенинг. К лету 82-го альбом был закончен и по длительности записанного материала получил название "45". В него первоначально вошли 14 песен, но из окончательного варианта убрана "Я - асфальт".
Запись медленно, но верно стала расползаться по стране, о группе заговорили, пошли один за другим квартирники и опять же гастроли в Москве. По осени, взяв напрокат будущего барабанщика ЗООПАРКА, КИНО записывает в студии Малого драматического театра у звукорежиссера Андрея Кускова несколько песен, в т.ч. "Весна" и "Последний Герой", впоследствии вошедшие в пластинку "Неизвестные песни Виктора Цоя". Однако, в тот момент запись была забракована, Виктор забрал ленту себе, и распространения она не получила.
19 февраля проходит электрический концерт КИНО в рок-клубе вместе с АКВАРИУМОМ. Группа выступала в гриме, костюмах с жабо и фальшивыми бриллиантами, исполняя при этом "Электричку", "Троллейбус" и "Алюминиевые огурцы". В основной состав приглашается гитарист Юрий Каспарян, и где-то на горизонте замаячил барабанщик Георгий "Густав" Гурьянов, а по весне из группы уходит Рыбин. Лето уходит на совместные репетиции с Каспаряном, плодом которых стал албом "46", хотя сделан он был как демо-запись будущего "Начальника Камчатки". Леша Вишня, записавший демо у себя дома, сбросил ее друзьям на пару пленок - и интерес был столь велик, что даже полуфабрикат разошелся моментально.
Однако, осенью 1983 года Цою пришлось залечь на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке, чтобы "закосить" от армии. Через полтора не лучших месяца в жизни он получает "белый билет", пишет "Транквилизатор" и в феврале 1984 года женится на Мариане. Эта свадьба стала эпохальным событием в рок-жизни Ленинграда, потому что о ней вспоминают практически все гости, а их было человек 100: БГ, Майк, Титов, естественно, все КИНО и др. Весной группа уже с Титовым на басу открывает "Безъядерной зоной" 2-ой Фестиваль рок-клуба и получает лауреатское звание.
Накопился новый песенный материал, и летом 1984 года в студии "Антроп" Андрея Трорилло начинает писаться "Начальник Камчатки". К записи приложились: Цой, Каспарян, Титов, Гребенщиков, Курехин, Трощенков и Гаккель. Великое братство питерских музыкантов.
В марте 1985 года еще одно звание лауреата на 3-м Фестивале рок-клуба, и вскоре садятся опять к Тропилло писать "Ночь". Хотелось записать модную тогда музыку типа DURAN DURAN, с модными приемами игры, что привело к затягиванию процесса. Альбом никак не получался, и летом Цой с Каспаряном бросили "Ночь" недоделанной и за неделю с небольшим в студии Леши Вишни записали "Это не любовь". Работали под самодельную драм-машинку практически в живую с одной накладкой - голосом. Титов за один день прописал бас-гитару и уехал на гастроли. К осени "Это не любовь" была сведена, и пошла по стране.
В январе 1986 года наконец-то выходит "Ночь". Параллельно растет популярность, и весной на 4-м Фестивале рок-клуба в 1000-м зале ДК "Невский" КИНО - уже в "окончательном" составе: Цой, Каспарян, Густав и Игорь Тихомиров на басу - получает диплом за лучшие песни, в.т.ч. за "Хочу перемен" и "Дальше действовать будем мы". Летом все киношники уезжают на съемки фильма "Конец каникул" в Киев. В июне в Москве в ДК МИИТ состоялся совместный концерт московских и питерских групп, где КИНО выступило наравне со сверхпопулярным тогда АКВАРИУМОМ и АЛИСОЙ. С этими же группами выходит в Америке "Красная волна" - первая подобная пластинка в истории русского рока.
Осенью 1986 года Цой поступает работать в "Камчатку" - котельную на петроградской стороне, ставшую местом паломничества питерских тусовщиков. В ней Рашид Нугманов организует съемки студенческой короткометражки "Йя-хха", там же проходят съемки фильма "Рок". Осень и зима проходят в Ялте а съемках "Ассы" Сергея Соловьева.
Весна 1987 года богата событиями концертной жизни: премьерные показы "Ассы" в ДК МЭЛЗ, последнее выступление на фестивале рок - клуба, где получают приз "За творческое совершеннолетие", первый выезд за границу во Францию. В это же время на порто-студии "Яамаха МТ 44" начинают записываться материалы к альбому "Группа Крови".
Осенью 1987 года Цой улетает в Алма-Ату к Нугманову на съемки фильма "Игла". В связи с этим КИНО практически прекращает концертную деятельность, но доводит до ума "Группу крови", выход которой вместе с "Иглой" породил на следующий год натуральную "киноманию". Начинаются триумфальные гастроли по стране - КИНО собирает многотысячные залы и стадионы. 16 ноября в Лужниках во время мемориального концерта Башлачева зрители полностью смели стулья в партере, но, несмотря на мерзкое поведение администрации, Цой достойно доводит выступление до конца. За это группе КИНО целый год запрещается выступать в Москве.
Параллельно с концертной продолжается и творческая деятельность. На все той же порто-студии весной записывается черновик, а 21-30 декабря 1988 и 3-10 яанваря 1989 года в студии Валерия Леонтьева - уже окончательный вариант "Звезды по имени Солнце", которую решили попридержать до осени. Летом Цой с Каспаряном ездили в США, а в это время "Игла" выходит на второе место по прокату среди советских фильмов, и Цоя признают лучшим актером года.
Начало 1990 года проходит в непрерывных гастролях и поездках за рубеж, в том числе в Японию, с которой намечалось широкое сотрудничество. Летом, после изнурительных гастролей, завершившихся 24 июня грандиозным концертом на Большой спортивной арене Лужников, КИНО уходит на "каникулы", и Цой с Каспаряном на даче под Юрмалой записывают под акустическую гитару материал для нового альбома.
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погибает в автокатастрофе. Кассета с записью голоса чудом сохранилась, в октябре-ноябре Каспарян с Тихомировым на студии Видеофильм дописывают инструментальные партии, и к концу года выходит последняя пластинка, записанная группой, т.н. "Черный альбом" (названный так из-за цвета обложки). КИНО занимает первые места во всех хит-парадах, стены всей страны исписаны словами "Кино" и "Цой-жив", но история группы окончена, остались красивая легенда о "последнем герое" - Викторе Цое, остались его песни и фильмы.